|
НУЖЕН ЛИ НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА БАНКРОТОМ?
Федеральным законом от 2 июля
Однако с самого начала было понятно, что в соответствии с новым порядком основную массу недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) исключить не удастся. Закон предусматривает новую процедуру для организаций, не имеющих задолженности, а таких среди юридических лиц, числящихся в реестре и фактически прекративших деятельность, незначительное количество.
Так, в соответствии с установленными критериями к недействующим юридическим лицам, для которых была введена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа с соблюдением административной процедуры и с последующим судебным контролем, стали относиться юридические лица, фактически прекратившее деятельность, если ими в течение последних 12 месяцев: а) не представлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах; б) не осуществлялись операции хотя бы по одному банковскому счету.
Два вышеназванных признака должны присутствовать одновременно.
Признание за юридическим лицом статуса недействующего влечет в качестве правового последствия возможность применения в отношении такого юридического лица процедуры исключения из ЕГРЮЛ.
Административная процедура прекращения юридического лица начинается с принятием регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое подлежит публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» (данное издание является официальным источником для публикации регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц). Одновременно с решением публикуются сведения, предназначенные для обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов, учредителей, работников юридического лица и иных лиц. В состав этих сведений входит адрес, по которому лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут подать регистрирующему органу заявление в письменной произвольной форме. Срок направления соответствующего заявления — не позднее трех месяцев со дня опубликования решения.
Содержание заявления, представляемого заинтересованными лицами, законом не определено. Вместе с тем исходя из системного толкования законодательных актов, регулирующих процесс прекращения деятельности юридического лица, в заявлении должны быть приведены: а) доказательства наличия требований к юридическому лицу, что влечет переход к процедуре банкротства, либо б) опровержение признаков недействующего юридического лица (например, факты представления отчетности за предшествующие 12 месяцев), что влечет отмену вынесенного решения о предстоящем исключении.
Если заявление поступило на указанный регистрирующим органом адрес до окончания последнего дня трехмесячного срока, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается. Вопрос о переходе к судебной процедуре ликвидации должен был решаться в зависимости от содержания поданного заявления.
Поскольку, как уже было сказано, основная масса юридических лиц имеет ту или иную сумму задолженности, вышеназванная процедура применяться к ним не может.
Наличие требований к юридическому лицу является основанием для перехода к процедуре банкротства отсутствующего должника, предусмотренной главой XI Федерального закона от 26 октября
Учитывая сроки давности взыскания задолженности, необходимость отслеживать соответствующую информацию, можно было бы сразу спрогнозировать, что число обращений кредиторов, возражающих против исключения юридического лица-должника из госреестра с последующими требованиями о банкротстве будет минимальным, а точнее — таких обращений не будет совсем.
В настоящее время за банкротство отсутствующих должников взялись налоговые органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая
Активность по соответствующей категории исков значительно возросла.
Так, Арбитражный суд г. Москвы получил от налоговых органов предупреждение, что в
В
Процедура банкротства носит формальный характер: арбитражный управляющий отправляет дежурные запросы в налоговую инспекцию, БТИ, ГИБДД и т.д. Оттуда приходят ответы, что информации об имуществе должника нет. Суд выносит решение о ликвидации. После этого задолженность списывается как безнадежная к взысканию. Получается, что выделенные деньги идут только на финансирование услуг арбитражного управляющего (напомним, что он является индивидуальным предпринимателем), без соответствующей компенсации бюджету.
Одно банкротство в среднем обходится государству в 20 тыс. рублей, и затевать судебную ликвидацию отсутствующей организации, которая задолжала небольшую сумму — это просто неэффективное расходование бюджетных средств.
Очевидно, имея это в виду, в литературе появилась точка зрения, что новый порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ должен быть распространен на все случаи исключения недействующих юридических лиц из госреестра. Так, В. Коряковцев обращает внимание на то, что новый административный порядок исключения «мертвых душ» из госреестра был задуман прежде всего для очистки госреестра от брошенных фирм, «летучих голландцев», «клонов», фирм-однодневок, которые, как правило, и создавались для одной-двух операций и, как водится, имеют задолженность перед бюджетом и другими кредиторами. Автор полагает, что такие фирмы подлежат ликвидации в соответствии с новым порядком. — Коряковцев В. Борьба сил добра с силами разума // Эж-Юрист. 2005. N 37.
Однако, как уже отмечалось, при наличии задолженности у юридического лица возможна только процедура банкротства (согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов).
Следует признать более правильной точку зрения заместителя начальника управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ А. Егорова «…В идеале вообще не стоило бы ликвидировать через банкротство фирмы-однодневки, которые были созданы для одной-двух незаконных операций и при этом никогда не имели активов. Деятельность таких фирм следует рассматривать в рамках уголовных дел, а не дел о банкротстве».
С учетом вышесказанного представляется обоснованным предложение Высшего Арбитражного Суда РФ об изменении порядка признания юридических лиц банкротами: налоговые органы могут обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом, если ее задолженность перед бюджетом превышает 60 тыс. руб. Эта цифра складывается из вероятных расходов по делу о банкротстве отсутствующего должника. Кроме того, должна существовать реальная возможность взыскать с компании хоть какую-то задолженность перед государством. В противном случае организация подлежит исключению из госреестра в административном порядке в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа
Следует сказать, что данное предложение не нашло поддержки у налоговых органов. Стремление Высшего Арбитражного Суда РФ разгрузить судебную систему от безрезультатных исков натолкнулось на возражения со стороны налоговых органов, доказывающих, что огромные средства, выделенные на банкротство отсутствующих должников, расходуются не напрасно, в ходе таких процедур иногда имущество находится. В свою очередь, Высший Арбитражный Суд РФ планирует подготовить разъяснения, которые позволят снизить число безрезультатных исков.
Статья подготовлена при содействии Гусевой Т.А.
Хозяйственные споры.
06.08.2012, 5375 просмотров.
|
|||||
|
Контакты | Услуги | Карта портала
Copyright © 2007- Юридический портал «wikilaw.ru»
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru |