|
Очень часто граждане и организации, занимающиеся бизнесом, обговаривают возможность передачи обязательств, касающихся исполнения различных операций, третьим лицам. Кто-то имеет свободные средства или имущество, кто-то умеет организовать бизнес, кто-то выступает в роли узкого специалиста, а кто-то имеет право заниматься определенным родом деятельности. Тогда деловые люди заключают не только договоры комиссии, но и субкомиссионные соглашения.
Клиенты ответственного юриста должны понимать, что такие договоры составлять непросто, так как юридические правила в этом случае пока что до конца не сформировались, не успели выкристаллизоваться. Поэтому и выводы после дальнейшего рассмотрения сторонами якобы выгодных и вполне законных пунктов в договоре иной раз оказываются неоднозначными.
Закон позволяет комиссионеру:
Во втором случае заключается субкомиссионный договор по правилам, обозначенным в ст. 994 ГК РФ. Не вводится каких-либо существенных ограничений в этой области права. Комиссионер даже не станет сообщать комитенту (если в договоре нет особой пометки по этому поводу), что к процессу исполнения его поручения было привлечено дополнительное лицо, а сам комиссионер перестал исполнять свои обязанности фактически.
Более того, комитент не обязан знать о такой перестановке исполнителей, хотя в субкомиссионом договоре может быть обозначено, что результат исполнения требования должен представить комитенту именно субкомиссионер. Ведь правоотношения, формирующиеся между комиссионером и субкомиссионером, не должны интересовать комитента по простой причине: ответственный исполнитель изначально определен, так что заказчика интересует сугубо конечный результат.
То есть ответственность перед нанимателем-комитентом несет исключительно исполнитель первичного звена – комиссионер. Исполнение договора должно фиксироваться в соответствии с положениями ст. 313 ГК РФ (п. 1).
Обязательными условиями, на которое указывает высококвалифицированный юрист-практик, оформляющий подобные договоры, являются следующие.
1. Может получить предварительное согласие комитента на подключение к исполнению условий контракта субкомиссионера. Данное условие может быть выгодно включено в текст контракта, если нет иных требований, противоречащих ему.
2. Можно обязать комиссионера сообщать нанимателю о заключении всех субкомиссионных договоров.
3. Комитент вправе поручить комиссионеру выполнять условия соглашения только лично. Тогда привлекать другое лицо к непосредственному исполнению условий договора комиссионер не сможет. То есть он лишается права официально подписывать подобный документ и передавать свои обязанности третьему лицу. Такое весомое ограничение может быть связано, к примеру, с тщательным соблюдением режима секретности.
Законодатели предоставляют комиссионеру абсолютную свободу действий, если комитент не вносит в договор каких-либо условий. Этот фактор законодатели трактуют следующим образом: отношения между комиссионером и задействованным субкомиссионером могут сложиться какие угодно, но перед комитентом по всем вопросам исполнения договора в конечном счете отвечает именно комиссионер (абз. 2 п. 1 ст. 994 ГК РФ).
Так что в случае ненадлежащего исполнения хотя бы одного условия, введенного в основное соглашение, вся ответственность ложится именно на комиссионера.
Закон № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. указывает на то, что брокеры имеют право:
На эти права и обязанности указывается в ст. 3 выше обозначенного закона. Но здесь мы видим противоречие с некоторыми положениями ст. 994 ГК РФ. Там обозначено, что комиссионер вправе подписать договор субкомиссии в случае, когда данное право не ограничивается основным договором. Закон не в силах воспрепятствовать этому действию или каким-либо образом регламентировать его.
Мы видим, как специальный закон противоречит общим правилам. Поэтому компетентный правовед, составляющий договоры этого вида, будет руководствоваться обособленными правилами, сконцентрированными в законе "О рынке ценных бумаг". Но в будущем все противоречия, которые будут выявлены, следует устранить.
Все нюансы, обозначенные в договоре исполнения поручения, должны быть тщательно согласованы. Удачное проведение операций и их законность будут во многом зависеть от того, станет брокер действовать от имени нанимателя или же произведет действия от собственного имени.
В договорном документе может быть обозначено, что комиссионер вправе выбирать субкомиссионера по собственному усмотрению.
Комиссионер по закону имеет полное право передавать субкомиссионеру:
Если полномочия передаются частично, тогда субкомиссионер производит только отдельные действия, то есть выполняет лишь определенные поручения комиссионера.
И все же это лицо, обладающее любым объемом полномочий, остается по-прежнему субкомиссионером, хотя всецело может заменить своего нанимателя.
Предприниматели, подключающие к составлению договора грамотного юриста, нередко поднимают вопрос о праве комитента изначально возлагать на комиссионера функцию заключения договора субкомиссии, а право самостоятельного исполнения им условий контракта ограничить, если потребуется использование специальных знаний.
То есть вводится обязательство исполнять комиссионное поручение по аналогии с правилом, регламентирующим исполнение агентского контракта (п. 1 ст. 1009 ГК РФ).
Подобная конструкция:
Значит эту договорную конструкцию и заинтересованные лица, и закон признают допустимой, приемлемой.
Комиссионер совершает де-факто две сделки:
1. Комиссионер стремится подобрать подходящего субкомиссионера, способного выполнить задание.
2. С этим ответственным лицом заключается договор.
3. Чтобы договор субкомиссии был исполнен в соответствии с требованиями, комиссионер контролирует процесс исполнения.
4. Комиссионер перекладывает все контактные действия, что входят в предмет основного соглашения, на непосредственного исполнителя.
5. Ответственный исполнитель должен быть специалистом:
6. Обязательства комиссионера не прекращаются. Он продолжает выступать:
Поэтому в основном комиссионном соглашении право на такие контакты практикующий правовед обуславливает заранее. Может быть обозначено, что комитент и субкомиссионер (последнее указанное лицо комиссионер обязуется привлечь для исполнения профессионального поручения, что может являться лишь частью общего договора) не обязаны ставить в известность комиссионера о фактах проведения взаимных переговоров.
Во-первых, комиссионер может не понимать того, о чем конкретно будет идти речь между профессионалами в какой-то области человеческой деятельности; во-вторых, результат может быть известен заранее, и дополнительное содействие комиссионера в каком-либо виде более не требуется.
Здесь присутствует одна из разновидностей возложения обязательств на третьих лиц. Но даже в случае, если прямые контакты подобного рода будут обусловлены в основном договоре, все равно здесь нет уступки прав требования, и комиссионер получает свое вознаграждение.
В некоторой юридической литературе высказывается не вполне четко сформированное суждение о том, что отношения между комитентом и дополнительно задействованным субкомиссионером в выше описанной ситуации напрямую зависят от распространения функций, что обозначены в основном договоре. Иногда внимание подписантов может быть сконцентрировано на правилах исполнения более широких условий.
Эта позиция авторов может посчитаться некорректной, так как условия исполнения договора и способ распределения обязанностей в данном случае не уточняются.
1. Если имеется в виду, что субкомиссионер обретает права и обязанности, обозначенные в основном контракте, тогда эта позиция входит в противоречие с положениями ст. 420 ГК РФ, ст. 425 ГК РФ, а также с пунктом третьим ст. 308 ГК РФ. Здесь упускаются из виду следующие факторы:
2. Если условия основного договора изначально распространяются на некоего субкомиссионера, не являющегося его подписантом, тогда этот документ может быть признан сомнительным с правовой точки зрения. Он не соответствует выше обозначенным правовым нормам.
Опытный юрист, составляющий и основной, и субкомиссионный договоры, будет учитывать в них те правовые нормы, которые в дальнейшем не приведут к недоразумениям и спорам. Другими словами, условия, которые распространяются на субкомиссионера, будут обозначены исключительно в рамках, достаточных для выполнения требований основной сделки. При этом непосредственный исполнитель станет выполнять указания только комиссионера.
Тогда не станут противоречить закону взаимоотношения, возникающие между комитентом и субкомиссионером. Возможность прямой передачи оформленных документов (полученных средств) комитенту из рук субкомиссионера в данной ситуации исходит:
Однако права и обязанности субкомиссионера в отношении комитента в основном договоре обозначаться не могут. Это лицо ответственно исключительно перед комиссионером, к нему же оно вправе предъявить претензии и требования.
Высококвалифицированному юристу, практикующему в области составления сложных контрактов, иногда приходится разрабатывать условия последовательного заключения единовременно нескольких договоров субкомиссии. Тогда последующие субкомиссионеры несут ответственность перед предыдущими.
Как видите, договор субкомиссии входит в разряд сложных, и поручать его разработку следует ответственному юристу с богатым опытом. В противном случае может отметиться опасное расхождение интересов, и рассмотрение дела перенесется в арбитражный суд. Тогда стороны договора своевременно не заработают деньги, так как на неопределенный период отложат решение основного вопроса, касающегося развития бизнеса.
Юрист, право собственности, договор
24.03.2021, 871 просмотр.
|
|||||
|